«То со стрелочками, то с точечками, то с крестиками». Учителя – о своей бумажной работе

Под занавес 2017-го года Министерство образования Беларуси опубликовало постановление, согласно которому большинство учителей будут вести только четыре документа. Как к данному нововведению отнеслись сами педагоги? Мы пообщались с тремя представителями этой профессии: одна из них отдала учительству без малого 40 лет и теперь находится на служенном отдыхе; другая, проработав год по специальности, решила сменить профессию, в том числе и из-за огромного количества «макулатуры»; третья является действующим учителем. Имена героев изменены по их просьбе.

Софья Николаевна, учитель начальных классов, общий стаж работы в школе – 40 лет

- Я начинала свою педагогическую деятельность в 1976 году – работала учителем начальных классов, плюс 0,5 ставки педагога-организатора и кружок от библиотеки. И, представляете, все успевала! Возможно, нам было легче, потому что не было ни компьютеров, ни Интернета, а слово учителя на уроке было самым важным средством обучения, - рассуждает педагог.

Софья Николаевна вспоминает, что из документации она, как классный руководитель, должна была вести лишь классный журнал. И то в нем записывались только темы уроков. Что касается воспитательной работы, здесь все тоже было достаточно просто: никто не составлял социально-педагогической характеристики класса, планов воспитательной работы. Протоколов о проведении родительских собраний также не писали.

- По семьям, в отличие от ныне работающих классных руководителей, мы не ходили. Соответственно, никаких актов обследования и всего прочего. Если уже что-то случалось, тогда школа вмешивалась – проводили воспитательные беседы, посещали, если была такая необходимость.

Как учитель-предметник, Софья Николаевна должна была иметь календарно-тематическое планирование и поурочные планы. И то был момент, когда даже планов уроков не требовали. По результатам четверти нужно было всего лишь выставить оценки в журнал и в дневники детям. Сводные ведомости не велись, собственно, как и анализ успеваемости учеников. Из минусов – учителю нужно было изучать материалы съездов Советов СССР, и их тематика должна была прослеживаться по ходу урока либо мероприятия.

- Конечно, начало моей учительской работы и последние годы в профессии – это небо и земля, если сравнить объем документации. У нынешних преподавателей заполнение бумажек отнимает много времени. И, по-моему, не все они настолько нужные. Будем надеется, что новое постановление хоть немного облегчит работу учителей и они смогут больше времени посвящать подготовке к урокам, - отмечает Софья Николаевна.

Ольга Васильевна, учитель иностранных языков, общий стаж работы в школе – 1 год

- Так уж сложилось, что моя учительская карьера продолжалась только один год – ушла в декретный отпуск. А потом подвернулась работа в совершенно другой сфере. Заинтересовалась, понравилось, решила остаться, о чем не жалею, - признается несостоявшийся педагог.

Ольга Васильевна работала в одной из сельских школ района, вела немецкий язык (8 классов) и английский (2 класса).Женщина отмечает, что учить детей ей нравилось всегда. Но на качественную подготовку к урокам оставалось мало времени. Как молодой специалист, она не имела достаточно опыта и наработок, чтобы провести занятие «наобум».

- Я была такой максималисткой, хотелось дать как можно больше детям, заинтересовать их в своем предмете. Плюс мне дали «голый» кабинет, в котором не было ни одной папки. И еще вдогонку – классное руководство. Так что работе пришлось посвятить все свободное время, - вспоминает Ольга Васильевна.

Если говорить конкретно о бумажной работе, то больше всего запомнилось подведение итогов четверти, признается она. Сводные ведомости нужно было делать как классный руководитель и как учитель-предметник. Кроме того, завуч требовала проводить анализ результатов.

- Приходилось составлять таблицы разных видов – то со стрелочками, то с точечками, то с крестиками. Всего 7(!) различных видов. А потом еще писать «словарный» отчет, у кого успеваемость повысилась, у кого понизилась. Честно говоря, никогда этого не понимала, - говорит Ольга Васильевна. – Возможно, в других школах было по-другому. Но мы работали именно так.

А вот воспитательная работа таких неприятных воспитаний у педагога не вызывает. Все было достаточно стандартно: план воспитательной работы, акты о посещении семей, социальная характеристика класса.

- Хорошо помню, что план воспитательной работы мы составляли по определенным критериям. Например, чтобы каждый третий классный час был посвящен здоровому образу жизни и т.д. Но ведь, согласитесь, по большому счету важнее ведь не то, что написано, а то, как это проводится и проводится ли вообще. А у нас получается все наоборот – без бумажки ты букашка. Если у тебя есть сценарий мероприятия, значит ты его априори проводил. Если его нет, значит, и не было ничего, - констатирует Ольга Васильевна.

Наталья Петровна, учитель математики, общий стаж работы в школе – 10 лет

- О том, что вышло это постановление Министерства образования, я лично узнала из Интернета. Администрация нашего учреждения образования не проводила совещаний по данному поводу, на пятиминутках «бумажная» тема также пока не поднималась. Возможно, это связано с тем, что документ только недавно вышел и все ждут каких-либо дополнений или пояснений, - предполагает учитель.

Наталья Петровна преподает математику в одной из средних школ города. Помимо основной работы на ней «висит» еще и олимпиадная школа. Она отмечает, что в последнее время снизились требования к планам урока – не нужно писать его подробный план. Достаточно иметь методичку, в которой обозначены основные моменты занятия, – их разрешают использовать.

Что касается отчетной документации за четверть или год, то это в первую очередь сводная ведомость по классу, в которой выставляются отметки учеников, а также в процентах выводится уровень обученности.

- С одной стороны говорят, что количество бумажной работы и требуемых документов у учителей сокращается. Но с другой стороны вместо них появляются другие. Например, я провожу дополнительные занятия по математике на платной основе. Поэтому на каждое занятие должна подготовить подробный план, который потом проверяется завучем. Плюс нагрузка по олимпиадной школе – я веду интернет-блог, интернет-сообщество и электронный класс, куда загружаю различные задания для учеников. Естественно, я должна проверить их выполнение, - говорит Наталья Петровна.

У моей собеседницы нет классного руководства. По опыту своих коллег, у которых есть такая «функция», учитель отмечает, что бумажной волокиты в ней очень много. Помимо документов это еще и экскурсии, мероприятия, классные и информационные часы, подготовка к которым занимает много времени. Однако оплата за эти обязанности невысокая – за классное руководство дают 2-3 часа.

P . S . Как повлияет новый документ на работу белорусских учителей, покажет время. Но пока приходится констатировать тот факт, что «макулатура» отнимает у них большое количество времени, которое можно было бы потратить на более важные и полезные дела.

Все иллюстрации случайны

документация бумаги учителя
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
В этом месяце профсоюзный прием проводится без выезда в регионы. 28 мая 2020 года с 9.00 до 13.00 пройдет профсоюзный прием граждан посредством консультирования граждан по телефону 8-0152-79-22-13 правовым инспектором труда областной организации Белорусского профсоюза работников энергетики, газовой и топливной промышленности Головачем Олегом Сергеевичем по вопросам, касающимся разъяснений норм законодательства, регулирующих сферу трудовых и связанных с ним...
Общество
Права управления транспортом у школьницы, естественно, нет. Как и автомобиля.Руль же ей доверил наглядно знакомый лидчанин 1986 года рождения, с которым она пила пиво у магазина в микрорайоне Молодежный, а потом на автомобиле, который принадлежит его матери, они поехали в сторону Крупово. На гравийной дороге в районе деревне Бернути девушка попросила дать ей сесть за руль. В итоге не справилась с управлением и съехала в кювет.Прибывшие на место ДТП сотрудн...
Общество
33 диплома завоевали ученики Гродненщины на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам.Напомним, сроки его проведения были сдвинуты на май, а участие в заключительном этапе принимали только одиннадцатиклассники. Команду области по всем 18 предметам представляли 64 ученика. И каждый четвертый из них – лидский школьник.Из 33 дипломов, завоеванных командой Гродненской области, а это лучший результат в стране по эффективности выступлен...
Общество
Сообщение о пожаре в Южном городке поступило спасателям сегодня в 11.52 из дежурной части Лидского РОВД.Спустя шесть минут после прибытия пожарных по указанному адресу, в ванной комнате они обнаружили хозяина квартиры – мужчину 1963 года рождения. Сотрудники МЧС вынесли его на свежий воздух и передали врачам скорой помощи. К сожалению, спустя некоторое время медики констатировали смерть мужчины.   Что стало причиной пожара, сейчас выясняют следователи.
Общество
В сети появилось видео, как водитель в Лиде проезжает железнодорожный переезд на запрещающий сигнал. ГАИ установила личность нарушителя и привлекла его к ответственности.За рулем автомобиля «Ford С-Мах» находился лидчанин 1988 года рождения, рассказали редакции в ГАИ. Как пояснил сотрудникам водитель, он очень спешил к супруге: женщине стало плохо со здоровьем. Поэтому он решил объехать стоящий перед ж-д переездом автобус (с выездом на встречную полосу) –...
Общество
Сегодня рано утром, около 5.30, на улице Машерова произошло трагическое ДТП, в нем погибла женщина-водитель.Как сообщили редакции в ГАИ, жительница Лиды 1987 года рождения на автомобиле «Ауди-80» двигалась по улице Машерова в направлении улицы Фурманова. По предварительной информации, на прямолинейном участке дороги водитель не справилась с управлением, выехала за пределы проезжей части, где автомобиль ударился сначала в осветительную мачту, затем в придор...
Общество
Ночью 25 мая в Лидский РОЧС позвонил мужчина и сообщил о пожаре на территории гаражно-строительного кооператива №7, расположенного по улице Невского.В тот момент он проходил мимо, увидел возгорание в одном из гаражей и вызвал спасателей. Когда пожарные приехали к указанному месту, гараж был уже полностью охвачен огнем. Автомобиля внутри не было, однако пострадало другое имущество. Кроме этого, частично повреждены стены соседнего гаража. Причина пожара еще...
Общество
Въезд от магазина «Маёнтак» во двор домов №77 и №77, корпус 1 по улице Тухачевского периодически вызывает нарекания местных жителей. Как автомобилистов, так и пешеходов. Все из-за ям, с завидным постоянством появляющихся на проезжей части. Ямочный ремонт решает проблему лишь временно. Один из жителей спрашивает: «Планируется ли обновление проезжей части данной дворовой территории, особенно при въезде, и когда?» На данный вопрос мы попросили ответить началь...
Общество
В мае текущего года в ГУО «Лидская детская школа искусств» планировалось проведение третьего заключительного этапа VII Республиканского фестиваля-конкурса детского искусства «ЛьВёнок» (Лидский венок).Всего в конкурсе должны были принять участие 2028 ребят – из них 745 солистов и 126 ансамблей. В этом году были открыты 2 новые номинации: «Учитель и ученик» и «Музыкальная литература». Планировали свой приезд на конкурс участники из Латвии, Литвы, Украины, Ро...