История лидского Ника Вуйчича: «Моя цель – доказать, что инвалиды могут приносить пользу обществу»

Лидчанин Максим Бацкалевич – инвалид с рождения. Он не ходит и не разговаривает. Но, несмотря на это, молодой человек с золотой медалью окончил школу, ведет свой блог в Интернете, пишет прозу и своим творчеством вдохновляет тысячи людей. Совсем скоро мир увидит первую книгу 23-летнего парня – сборник автобиографических рассказов «Четки». «Как такое возможно», – спросите вы. Я тоже не знала ответа на этот вопрос, пока не познакомилась с Максимом лично. О нелегкой судьбе моего собеседника, его творчестве и мечтах – в репортаже «ПВ».

«У меня здоровый ребенок, а все остальные – с другой планеты»

Максим был желанным ребенком в семье Елены и Валерия Бацкалевичей. «Беременность протекала хорошо, без осложнений. Врачи все время повторяли: смотрите, какой животик у вас аккуратненький, кругленький. А я как будто что-то предчувствовала. Неспокойно было», – вспоминает Елена Чеславовна. К сожалению, опасения женщины подтвердились. 16-часовой безводный период, асфиксия, остановка сердца после рождения… Медики сразу сказали – не выживет. Но молодые родители бросили все силы на то, чтобы спасти жизнь новорожденному сыну.

«Мы изначально понимали, на что шли, какие трудности нас ожидают. Отказаться от малыша? Да у нас даже мыслей таких не возникало», – говорит Валерий Николаевич. «Мы никогда ему не давали поблажек. У нас был полноценный здоровый ребенок. А остальные дети, которые бегали во дворе и разговаривали с родителями, для меня они были как дети с другой планеты, – дополняет его супруга. – Уже позже, когда родились Матвей и Рома, я поняла, в чем разница в воспитании здорового малыша и ребенка-инвалида. Кстати, Матвей появился в нашей семье благодаря Максу. Он все время спрашивал, почему у меня с мужем есть братья и сестры, а он один. Помню, когда родился ребенок у моей подруги, сын очень обижался и нервничал, когда я отдавала ей детскую одежду – он для братика все оставлял».

Максиму два года

Мама Елена и ее три богатыря

Семья Бацкалевичей

Для лечения Максима родители использовали все доступные на то время возможности – обращались к традиционной и нетрадиционной медицине, ездили на консультации в Москву и Варшаву. С 2 до 7 лет мальчик находился на реабилитации в центре в Барановичах, который при поддержке католического костела создали родители девочки с точно таким же диагнозом, как и у него. Месяц мама с сыном находились в центре, месяц – дома. В 5 лет Максим сел – у родителей появилось еще больше надежды.

Общаются при помощи кубиков, которым уже 20 лет!

«Сын с самого рождения был любознательным. Его интересовало все, что вокруг происходит. Помню, едем на поезде, а он ручками показывает на столбы. Мол, для чего они. И я рассказываю ему про электричество. Иногда он задавал такие вопросы, что приходилось энциклопедию открывать, чтобы ответить на них», – рассказывает папа Максима.

Когда мальчику было 3 года, родители купили ему кубики с азбукой. Мама стала знакомить его с буквами, и Максим запоминал их.

«То, что сын сам научился читать, мы поняли совершенно случайно. Ему очень хотелось быть взрослым. Он брал в руки толстую книгу и «читал» – мычал, пробовал издавать какие-то звуки. А потом стало происходить следующее. Вот сидит он, читает, махнет рукой – и книга закрылась. Я ему на любой странице открою – их ведь много. А он крутит головой – нет, пока не долистаю до той страницы, на которой книга закрылась», – вспоминает Елена Чеславовна.

К слову, эти кубики стали для Максима, пожалуй, единственным средством общения с родными. С помощью них он «разговаривает» до сих пор – локтем левой руки, которая более-менее «слушается», он «чеканит» буквы, которые его собеседник составляет в слова.

Те самые кубики, при помощи которых Максим общается с родными.

Еще один способ – социальные сети. Молодой человек зарегистрировал маму «ВКонтакте», и теперь они общаются через социальную сеть. «Готовлю я или занята другими домашними делами, а Максиму что-то понадобилось, он тут же пишет мне», – рассказывает мама парня.

«Говорит? Нет! А как он читать может?»

Когда Максиму исполнилось 6 лет, родители решили отдать его в школу (на тот момент семья проживала в Минойтах. – Прим. автора). Однако комиссия была непреклонна – не обучаем. Мальчика не взяли.

Потом Бацкалевичи переехали в Лиду. Елена Чеславовна и Валерий Николаевич обратились в среднюю школу №17, которую на тот момент возглавляла Галина Яковлевна Бархерит. «Нет проблем, приводите», – сказала им директор. И если в школе желание родителей поддержали, то со стороны психиатра они встретили непонимание. Врач не поверила, что ребенок, который не разговаривает, может читать. В итоге Максиму выставили диагноз «заторможенное психическое развитие» и предложили заниматься по спецпрограмме.

Первая учительница Татьяна Станиславовна Павлюченко уже после нескольких уроков отложила букварь в сторону. Задания по программе Максим щелкал как орешки. Тогда педагог, сын которой занимался в гимназии, дала своему ученику упражнения гимназического уровня – он справился и с ними. Но от программы отступать она не могла…

Потом родители Максима узнали, что в детский дом приезжает комиссия из Гродно. Для них это был шанс доказать, что их сын – психически здоровый ребенок. И они им воспользовались. Женщина-профессор долго «колдовала» над ним. В итоге диагноз «ЗПР» мальчику сняли и перевели на программу общеобразовательной школы. Самое интересное, что он экстерном сдал экзамены за первый класс и с нулевого перешел сразу во второй. Таким образом, он окончил школу не за 11 лет, а за 10!

На стуле, в котором сидит Максим, до сих пор остались напоминания об учебе.

«Мы очень благодарны всем педагогам, которые занимались с Максимом. Спасибо, что поддержали нас, с пониманием отнеслись к ситуации, воспринимали нашего сына как здорового ребенка», – говорит Елена Чеславовна.

Диктанты, сочинения, контрольные – учителя не давали своему ученику никаких поблажек. Стремление к знаниям поддерживали и родители. Задали одну задачу – значит, Максим решал три. Мама вместе с сыном училась писать – только она делала это вверх ногами. Как итог – золотая медаль за отличную учебу. Средний балл аттестата – 9,8!

Золотая медаль во всех смыслах этого слова...

Аттестат Максима. Средний балл - 9,8!

«Я должен быть полезен обществу»

Родители Максима очень много читали ему. Возможно, этот факт тоже повлиял на развитие творческих способностей. Рассказы мальчик начал писать практически сразу после того, как научился читать. Первые его истории – «ремиксы» того, что он где-то раньше слышал или читал. Эти сюжеты он переделывал на свой лад, надиктовывал текст родителям, а они записывали все в альбом.

Потом он решил освоить «технику» – печатную машинку. Но она не поддавалась ему – не хватало силы, чтобы пробивать нужную букву. Тогда родители дали ему в руки карандаш, и при помощи него мальчик начал печатать.

Позже в семье появился первый компьютер. Максим начал потихоньку его осваивать. Ему очень помогли в этом учитель информатики и брат мамы Юрий. Они научили Макса пользоваться компьютером без мышки.

«У сына долго не получалось печатать. Одно слово занимало у него 2 часа! Старается, пыхтит над каждой буквой – рука почти не слушается. Неудачное движение – и вместо одного символа – десять. Максим очень психовал, переживал, что ничего не выходит. Но мы с мужем и здесь проявили настырность, настояли, поддержали. Понимали, что компьютер и Интернет – это его будущее, это возможность оставаться в обществе, – говорит Елена Чеславовна. – А потом вспомнили про карандаш… Обмотали его пластырем, чтобы грифель не пачкал клавиатуру, и Макс начал печатать. Теперь скорость набора у него – 40 слов в минуту».

После окончания школы у нашего героя был очень сложный период. За время учебы он привык к людям и общению, а тут все резко прекратилось. Как реализовать себя? Поступать в вуз? Но даже если он и получит образование, работать-то не сможет…

«Сын все время твердил, что хочет быть полезным обществу, что хочет зарабатывать деньги для семьи. А мы не знали, как ему помочь», – продолжает разговор Валерий Николаевич.

Максим сам нашел для себя занятие – дистанционно освоил профессию копирайтера и даже получил звание магистра. Попробовал себя в этой сфере и заработал свои деньги, но работу пришлось оставить. Выполнение заказов привязано ко времени, и парень, в силу того, что не мог быстро печатать, с ними не справлялся.

О творчестве и сборнике рассказов

Примерно четыре года назад Максим начал писать рассказ о судьбе пожилого человека. Но его воображение завело так далеко, что рассказ превратился в повесть под названием «Жизнь длинною в ночь». Продолжая трудиться над произведением, автор начал задумываться над тем, где и как он сможет издать книгу. В Интернете он познакомился с Александром Логиновым, бизнес-лекарем из России, который поддержал идею Максима, дал ему много советов, как и с чего начать. Например, он предложил молодому автору вести блог и выкладывать свои посты в соцсетях, чтобы посмотреть, как люди будут реагировать на его творчество. Так на его страничке «ВКонтакте» появилась серия постов «Мысли про себя». Вот один из них (стилистика, орфография и пунктуация автора сохранены):

«На то, что вы сейчас прочитаете, меня вдохновило ЕВАНГЕЛИЕ Лк 8, 16-18. А именно первые стихи. Очень надеюсь, что... мои рассуждения не пойдут вразрез со Священным Писанием.

В моём понимании, лампа – это каждый из нас. Бог есть свет... Он сотворил нас всех по своему подобию. А это значит, что я и ты есть свет. Но только это не физический свет – а духовный... И если он пройдет через призму веры – то получится самый прекрасный спектр красок в жизни человека. Этот спектр состоит из: любви, добра, честности, верности, взаимопонимания, жертв и так далее. И мы, как лампы, должны сиять этим, жить этим, дарить другим людям это... Даже невозможно представить, как бы преобразился наш мир, если бы мы поступали так.

Теперь, давайте, предположим, что у меня был красивый торшер, который освещал комнату. Но один раз пришёл какой-нибудь мой знакомый, специально порвал абажур, побил там какие-то завитушки. Торшер потерял свой эстетический вид – и я его выбросил в чулан. Однако я не учёл, что он всё ещё может дарить свет.

В жизнь каждого человека, словно вор, влазит злой и ломает его физически и духовно. И такой опустошенный человек считает себя уже ни на что негодным. Он отгораживается от других людей, выбрасывая себя на отшиб. А, может быть, его свет сейчас кому-то нужен?»

Еще один цикл постов – «7 дней в неделю», в которых молодой человек делился своими мыслями с друзьями и подписчиками, размышлял над цитатами великих людей и выдержками из Библии.

«Отзывы на мои посты были самые разные. Находились даже люди, которые упрекали меня в том, что я «слизываю» тексты, присваиваю себе авторство других людей», – говорит Максим.

Потом Александр Логинов посоветовал парню написать серию автобиографических рассказов. Так родился сборник «Четки». Он включает семь небольших рассказов, в которых вы познакомитесь с обычной жизнью необычного маленького мальчика. В каждом из них – реальная история из жизни автора.

«Когда я прочитала первый рассказ, позвала супруга и спрашиваю: «Хочешь поплакать?», – вспоминает мама Максима. – Это было как кино из прошлого – так все образно, так живо. Мы читали и понимали, что на тот момент хотел сказать нам сын».

12 февраля в продаже появился электронный вариант сборника «Четки». Почитать его можно здесь https://ridero.ru/books/chyotki_1/ . Также родители за свои средства заказали в издательстве Ridero (Екатеринбург) 50 экземпляров книги. Но желающих приобрести сборник уже гораздо больше.

Почему книга называется «Четки»? Максим объясняет это просто: «Все события в жизни связаны между собой и вместе образуют некую цепочку. А поскольку я верю в Бога, у меня возникла такая ассоциация. Всё начинается и заканчивается в одной точке».

Максим отмечает, что писателем себя не считает. Говорит, что такие, как он, быстро списываются. На вопрос «что мотивирует его на творчество» цитирует американскую писательницу Айн Рэнд: «Писатель не должен знать, откуда берется вдохновение».

О планах на будущее

Останавливаться на достигнутом Максим не собирается. Его ближайшие цели – продолжить работу над сборником «Четки» и дописать повесть. Также он хотел бы издать свою книгу в Беларуси и будет очень благодарен людям, которые смогут ему в этом помочь.

«Сын хорошо знает английский, общается с носителями этого языка по Интернету. Теперь нацелился еще и на немецкий», – раскрывает небольшую тайну Макса его мама.

И еще одна цель – освоить сторителлинг (умение создавать истории на пустом месте, – Прим. автора).

Также молодой человек хочет обновить компьютер, ведь на сегодняшний день это его связь с миром и людьми. У него много друзей из разных стран, с которыми он активно общается. Он даже исповедуется по Интернету!

P.S. У Максима потрясающее чувство юмора. Признаюсь ему честно, что немного боялась идти на встречу с ним, так как не представляла, как можно общаться с человеком, который не разговаривает. «Теперь будете знать», – «чеканит» мне на своей азбуке мой собеседник.

Максим надеется, что у него хватит вдохновения еще надолго. А я с вою очередь беру с него обещание, что как только он почувствует себя настоящим писателем, то обязательно пригласит меня на интервью.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов