• Главная
  • Главной темой интервью стала музыка, без которой герой материала не представляет и дня
14:05, 23 декабря 2020 г.

Главной темой интервью стала музыка, без которой герой материала не представляет и дня

Главной темой интервью стала музыка, без которой герой материала не представляет и дня

Недавно Лиду посетил композитор и известный белорусский коллекционер картин и книг Евгений Ксеневич. В апреле 2020 года Евгений Антонович устраивал в нашем городе две выставки: одна была посвящена живописи, другая – книгам в миниатюре.

Опыт оказался настолько удачным, что Евгений Ксеневич решил и дальше реализовывать в Лиде свои проекты. Однако главной темой интервью стала музыка, без которой герой материала не представляет и дня.

– Евгений Антонович, расскажите о детстве, школьных годах. Какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование вашей личности?

– С самых ранних лет был окружен книгами: они были во всех комнатах дома, где я жил. Они мне достались еще от деда.

Мой отец постоянно что-то читал. К тому же и мама, и папа были учителями литературы: папа – русской, мама – белорусской. Я был обязан продолжить собирать коллекцию, ведь книги – это круг общения. Я имею возможность общаться с Шекспиром, Пушкиным. Книги терпеливо ждут на полках, всегда готовые поделиться величайшими мыслями. Не каждый родитель в состоянии дать взрослому ребенку жизненный совет. А человеку необязательно делать все ошибки самому: можно прочесть книгу и сделать правильные выводы.

Родился я в небольшом поселке городского типа Зеленый Бор, недалеко от Минска. У меня была потрясающая школа. Учителя «горели» тем, что делали. Директор заключил договор с педагогическим университетом, чтобы выпускники (а директор подбирал лучших) приезжали преподавать в Зеленый Бор. Зачастую ему удавалось найти молодую пару выпускников, он приглашал их на распределение, находя для них квартиру. Перспектива иметь жилье в 70 км от Минска – отличный стимул для только выпустившихся молодых людей.

В школе я любил физику: в мое время мальчики хотели быть космонавтами, поэтому занимался точными науками. Причем предмет я понимал настолько, что мог одноклассникам объяснять решение, а не просто давать списать.

Директор (кстати, учитель физики) вообще личность поразительная. Он так любил работу, что, желая сделать как можно больше, нередко оставался ночевать в своем кабинете.

Мне вообще повезло: я был знаком со многими творческими людьми. В Минске я жил на одной улице с Нилом Гилевичем, Владимиром Короткевичем, Петрусем Бровкой, Иваном Науменко. Мы ходили в один и тот же книжный магазин – «Веды». А в школе, например, познакомился с Максимом Танком. Как-то он мне, 16-летнему подростку, сказал: «Пиши, не стесняйся». Потом забавно подписал для меня книжку: «Жэню грошай у кішэні». Есть и другие экземпляры книг, подписанные знаменитыми белорусскими авторами. Поэтому главное в моей жизни – люди, искусство и книги.

– А что сейчас вас привело в Лиду?

– Лиду я знаю и люблю. Здесь хорошая галерея, хорошее выставочное пространство. С моими друзьями (художником и историком) приехали, чтобы продумать будущие проекты, которые хотим запустить в Лиде. Безусловно, не обошлось и без прогулки по городу, осмотра достопримечательностей.

Но главной целью поездки считаю музыку, поэтому передал свои ноты в музыкальный колледж. Я заинтересован в том, чтобы искать новых исполнителей, работать с кем-то, помогать, давать аранжировки. Поймите: я пишу не для себя, а для того, чтобы это пригодилось другим! В Беларуси великолепная и богатая поэзия, и моя задача – написать мелодию, которая бы передавала всю полноту слов. В газете «Звязда» сейчас публикуется белорусская антология в песнях в моей авторской рубрике «Песню бярыце з сабою».

– Приоткройте тайну: как вы создаете музыку?

– По-разному. Чаще всего я вижу текст, и в голове звучит мелодия стихотворения. Но бывает и иначе. Могу выйти из маршрутки, на улице светит солнце, идут улыбающиеся молодые люди, и с первым шагом чувствую, как ноты складываются в стройную мелодию. И нужно обязательно ее зафиксировать: напеть на диктофон или записать поэтические строчки, которые помогут ее впоследствии воспроизвести.

Состояние, когда «приходит» мелодия, я сравниваю с зависшим компьютером. Играет в голове новая композиция – значит, компьютер висит. Когда я записываю музыку, то компьютер отвисает, память освобождается, и я могу дальше работать. У творческого человека должен быть, как я его называю, «космический интернет». Это связь, которая позволяет придумывать новые музыкальные произведения. Кроме того, стараюсь избегать плохой музыки: я не слушаю рэп, потому что не хочу портить вкус. У меня и телевизора дома нет. Что бы я написал, если б он у меня был?

Я каждый день пишу. Может, и не хотел бы писать (смеется), да не получается!

– А как привить молодому поколению любовь к эстетически возвышенной музыке?

– У нас музыкальное образование заканчивается в 4 классе. И рисование рано заканчивается. Для развития личности это очень мало. Эйнштейн в последнем классе своей школы сдавал экзамен по музыке, он прекрасно играл на фортепиано и скрипке. Чтобы Эйнштейну стать великим физиком, требовалось, чтобы были развиты оба полушария. Цикл эстетических предметов следует сделать гораздо дольше и глубже. Думаю, что музыка и рисование должны быть до конца школы. Музыка помогает понять себя, понять свои желания.

А современная молодежь даже о чувствах говорить не умеет, хотя музыка – это и есть чувства, эмоции. Человек не только нечто рациональное. Он не машина, выполняющая исключительно целесообразные действия. Жизнь наполнена чувствами. Для того чтобы быть счастливым, необязательно иметь кучу денег. Многие люди с большими деньгами самые несчастные, потому что они вступили в этот денежный конвейер. И они из него уже не могут выйти. На другие дела нет ни времени, ни сил. Они с утра до вечера в материальных отношениях.

Современные исполнители стремятся, к примеру, на «Евровидение». Ну, споешь там одну песню, а что дальше? За сорок лет существования «Евровидения», наверное, только группа «ABBA» стала всемирно известной. Остальные коллективы и исполнители не смогли добиться подобной славы. А почему? Потому что у них нет своего репертуара. Нет стиля, нет своего «лица». Чтобы быть кем-то в музыке, нужно петь свое, а не каверы.

– Вот вы человек, живущий музыкой. А из чего состоит ваш день?

– Открываю глаза. Первая мысль: «Жив». До того как позавтракать, я не глядя беру с полки сборник поэзии. В процессе чтения, как правило, появляется какая-то мелодия, и я записываю ее. Пока что-то не напишу, из дома не выхожу. Иногда, конечно, мелодии и ночью ко мне приходят, и пока я их не зафиксирую на бумаге, уснуть, разумеется, не могу.

До обеда обычно читаю, а после у меня, как правило, встречи с людьми или посещение музея, выставки – словом, культурная программа.

Вообще, для человека творческого не должно быть преград к созданию произведений. Занимательно, как, например, работали совместно Илья Резник и Раймонд Паулс, когда еще не было интернета. Илья Рахмиэлевич жил в Москве, Паулс – в Риге. Их творческий дуэт смог функционировать благодаря поезду Москва – Рига. Паулс бегал к поезду и отправлял на кассете записанную мелодию. В Москве Резник пытался на эту тему написать стихи и отправлял работу обратно в Ригу. Паулс, в свою очередь, поправлял и снова с поездом высылал замечания… Понимаете, если у человека есть талант и желание, то ему ничто не может помешать работать, творить.

Меня иногда спрашивают: «А как ты столько песен написал?» Отвечаю: «Вот в каждом году было 52 недели. Если каждую неделю в течение 50 лет что-то писать, то можно создать более двух тысяч произведений…»

– Всегда ли вы занимались музыкой?

– Было время, когда я занимался медицинским бизнесом. В свое время мы с коллегами по собственным патентам создали производство эндопротезов для тазобедренного сустава. Можно сказать, мы организовали изготовление «запчастей» для человека. Сейчас я остался учредителем компании, потому что хочу сосредоточиться на музыке.

– Есть ли планы в музыкальной сфере?

– Мое предназначение – посредством музыки показать во всей красоте белорусскую поэзию, литературу в целом. Показать, какая она есть. Ведь сейчас культура перестала быть важной частью жизни, она превратилась в ненавязчивый фон.

Скоро планирую запустить авторский музыкальный сайт compositor.by. Доменное имя уже купил. Самое удивительное, что оно было не занято! Хочу публиковать на сайте ноты своих песен, статьи о музыке, а в будущем сделать compositor.by площадкой для общения увлеченных музыкой людей.

Знаете, мне по паспорту 68 лет. Но это неправильно (смеется). В душе я ощущаю совершенно другой возраст, так что на официальные цифры не обращаю внимания. И всем, кто имеет талант и желание трудиться, советую заниматься творчеством без оглядки на возраст.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Лид
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Объявления
live comments feed...