• Главная
  • Наладится взаимодействие профессиональных ссузов и предприятий агропромышленного комплекса
22:19, 10 февраля

Наладится взаимодействие профессиональных ссузов и предприятий агропромышленного комплекса

Наладится взаимодействие профессиональных ссузов и предприятий агропромышленного комплекса

Лидскую технику знают далеко за пределами Беларуси. И порой даже лучше, чем мы сами.

Прежде чем продать ее в какую-либо страну (а сельхозтехника сегодня современная, идет в ногу со временем) нужно создать там учебный центр, обучить специалистов. Теперь, что имеем у нас?.. Средние специальные учебные заведения, которые готовят специалистов для сельскохозяйственной отрасли, в том числе сельхозмашиностроения, учатся на устаревших агрегатах. Молодые специалисты приходят на первые рабочие места неподготовленными. На предприятиях сетуют на низкое качество образования. В сельхозорганизациях не умеют работать на новой технике. А учебные заведения снова же нарекают на предприятия, которые не обеспечивают их новинками своей техники. Замкнутый круг. Добавьте сюда главное – низкий имидж профессии агрария-механизатора. И молодежь, которая смотрит в сторону Польши и Литвы, на перспективу быть дальнобойщиками. А в ущербе от этого все: страна, город, семья. Ситуация сложная, но изменить ее можно.

Собрать за «круглым столом» всех заинтересованных - руководителей профессионально-технических средних специальных учебных заведений, предприятий сельского хозяйства, предприятий-производителей сельхозтехники – инициатива председателя Лидского райисполкома Сергея Ложечника. А площадкой выбран Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства.

Форум проходил с участием начальника Главного управления образования Гродненского облисполкома Руслана Абрамчика.

О том, что ситуация не радужная, свидетельствует хотя бы такой факт: на одном из недавних семинаров шла настройка комбайна производства «Гомсельмаш». Увы, но разобраться во всех тонкостях механизма не смогли не только механизаторы, но даже и некоторые инженеры. Поэтому - учиться и еще раз учиться. Тем более у нас, в Лиде.

- В наших учебных заведениях должно быть все самое лучшее, самое передовое, что производится на лидских предприятиях, - поставил цель Сергей Ложечник. – А если те или иные экземпляры невозможно передать в мастерскую, приведите учащихся на предприятие, обучите их. Расскажите и покажите все до мелочей, как работает эта техника.

«Я убежден, - подчеркивал Сергей Ложечник, - сегодня механизатор должен быть практически специалистом высшего образования!»

Замечание звучало и в адрес сельхозорганизаций. Именно на местах не делают профессию агрария престижной. Достаточно обратить внимание, как работают в этом направлении МВД, РОЧС, военное ведомство, - борются за своих потенциальных специалистов, приезжают в школы, проводят агитацию. А кто из сельскохозяйственного сектора приехал в школы, ссузы?! Здесь можно затронуть и такой аспект, как престиж учебного заведения. Кто и с какими баллами идет в сельскохозяйственные вузы? В них скоро вообще без экзаменов принимать будут. Над престижем профессии нужно работать. И начинать - с обучения, подготовки специалистов.

- Задачей развития системы профессионального образования является максимальное приближение обучения к практике, - отмечал Руслан Абрамчик. - Понятно, что в каждом лицее создать идеальную материальную базу не получится, бюджетных средств для этого понадобится очень много. Поэтому видятся два пути: первый – создание ресурсных центров, которые будут соответственно оснащены техникой, и второй – предоставление предприятиями учебному заведению своей техники для обучения. Оптимальный - именно второй вариант, предложенный Сергеем Ложечником. Примеры тому есть: предприятие «Конте» регулярно поставляет свою суперсовременную технику на тот или иной период в Гродненский колледж техники, технологий и дизайна, где обучает учащихся и своих же работников. Тракторный завод поставил трактора в Жировичский сельскохозяйственный колледж, где создан ресурсный центр, и Скидельский лицей. Руководители предприятий видят в этом необходимость в том числе и для своего предприятия – впоследствии на оборудовании меньше поломок, выше производительность, прибыль.

Руслан Юрьевич подчеркнул, что данная тема уже поднималась на уровне области. Однако Лидский район - первый, кто инициировал ее у себя на месте и вырабатывает собственную стратегию.

ОАО «Лидагропроммаш» и ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш» - одни из крупнейших производителей сельхозтехники, готовы идти навстречу: поставить в учебные мастерские образцы техники и принимать у себя на предприятии молодых ребят. На ОАО «Лидагропроммаш» уже имеют в этом направлении опыт. Учебные центры предприятия открыты везде, куда поставляется техника. Есть они и на базе учебных заведений: в БНТУ, сельскохозяйственной академии в Горках. Лидский производитель пошел еще далее - создает на своей базе собственный учебный класс, в котором готов будет принять и лидских учащихся. Такую же позицию занимает и «Лидсельмаш». У завода есть техника, которую он может предоставить для обучения лицею. И естественно, готов показать процесс производства агрегатов у себя в цехах. «Мы крайне заинтересованы в притоке молодых кадров, - заверил директор Григорий Иваньков, - и готовы идти навстречу».

Свое слово сказали и руководители сельхозпредприятий. Директор КСУП «Песковцы» Тадеуш Рахатко отметил: «От лицеев нам хотелось бы более качественного подхода к подготовке специалистов. В частности, увеличения срока прохождения производственной практики».

Тема практики приоткрыла еще одну проблему - отношения к практикантам на предприятиях. На многих - это «принеси-подай». А практики никакой. «Практиканты не должны быть предоставлены сами себе, - подчеркнул Сергей Ложечник. - Каждого из них руководитель должен держать на личном контроле».

«Самое сложное - переломить негативное предубеждение к профессии, - считает директор КСУП «Белица-Агро» Виктор Сенкевич. – Надо постоянно говорить молодым людям другое - что не все так плохо. Что будучи хорошим специалистом, на хорошей технике он сможет заработать столько, сколько не заработает нигде!».

В продолжение встречи участники круглого стола посетили учебные мастерские лицея. Многие агрегаты в них действительно морально и физически устарели. Но вместе с тем бросалось в глаза - помещения мастерских и сами узлы, механизмы в хорошем состоянии. Чувствуется хозяйский подход, стремление сделать процесс обучения эффективным.

Мнения в тему:

Григорий ИВАНЬКОВ, генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш»:

- Конечно же, нам важно, чтобы выпускники получали качественное образование и знакомились с нашей техникой, чтобы не пугались ее и умели на ней работать. Будем помогать обучающимся, предоставим свои образцы для обучения и готовы к плодотворному сотрудничеству.

Виталлий ЯКУБЧИК, директор ОАО «Лидагропроммаш»:

- У нас, действительно, большой опыт организации учебных центров. Самый дальний из них - на африканском континенте, в Зимбабве, куда мы поставляем много нашей техники. Я солидарен с участниками «круглого стола» - кадры нужно учить с детства. Если мы будем рассказывать и подсказывать, чего можно достичь, работая на современной технике, молодые люди научатся работать на земле и будут получать от этого удовольствие. Наши посевные комплексы, если их правильно настроить, увеличивают производительность труда. Соответственно, увеличивается зарплата, и человек доволен результатом. У него глаза горят от гордости за то, чему он учился и к чему стремился.

Тадеуш РАХАТКО, директор КСУП «Песковцы»:

- Подготовка кадров должна быть более качественной. Сегодня я походил по территории лицея и обратил внимание, на каких агрегатах готовятся будущие механизаторы, - учебно-производственная база должна быть лучше. На старой технике не научишься. Да и не стоит. Надо идти на шаг вперед. Производство техники сегодня опережает подготовку кадров. А надо наоборот.

Сергей БУДНИК, директор ГПЛМС:

- Я благодарен участникам встречи. От предприятий мы получили заверения о помощи в оснащении нашей базы. И это не только поставка образцов техники, но и возможность посещения заводских цехов, обучения у специалистов, и в дальнейшем - трудоустройство. Две недели нам дано на разработку подробного плана взаимодействия, и я думаю, результат будет положительным для всех. Мы обучаем молодых людей и выпускаем. А далее их получают заводы. Заинтересованность общая.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Лид
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Объявления
live comments feed...